Пятница, 03 ноября 2017 17:25

Алдар-Косе - зороастрийский персонаж

  • Whatsapp: whatsapp +77084442694 +77084442694
Оцените материал
(1 Голосовать)

Алдар-Косе (каз. Алдаркөсе) — вымышленный фольклорный персонаж казахских, кыргызских, узбекских и туркменских (наверное и уйгурских и каракалпакских тоже? Если подтвердите то отредактирую пост) сказок, герой коротких юмористических и сатирических миниатюр и анекдотов, главной особенностью которого является жидкая борода в несколько волосинок. Данный персонаж существует у азербайджанцев Кёс-Кёса, который выходит в новруз веселить народ, его особенностью являются редкая борода «Кеса», по-азербайджански, «козлиная борода». Интересно, что корни Алдар-Косе идут из зороастризма, иранских дервишей, которые позже стали суфиями. Кстати с зороастрийской мифологией связаны и Байтерек, и птица Самрук.

АБУ РЕЙХАН АЛЬ-БИРУНИ «КИТАБ АЛ-АСАР АЛ-БАКИЯ АН АЛ-КУРУН АЛ-ХАЛИЯ», X-XI век.

«…В первый его день, а это Рузи Хормизд (день Хормизда), выезд жидкобородого. Этот обычай пошел от жидкобородого человека-забавника, который выезжал в Фарсе верхом на осле в этот день — самый холодный день, который бывает у них после пренебрежения прибавлением дней, — в лохмотьях и отрепьях, выставляя себя напоказ. Перед тем он вкушал горячую пищу и согревающие напитки, намазывал тело какими-то маслами, отражающими вредное действие холода. Затем он появлялся перед людьми, обмахиваясь опахалом, а люди - смеялись над ним, брызгали на него водой, бросали в него льдом и снегом. За это он получал подачки от состоятельных людей. Его потомки унаследовали этот (обычай); и в наше время он соблюдается в Ширазе и некоторых городах Фарса на условии внесения налога тамошнему правителю….

(на полях: Говорят также, что этого жидкобородого на тот день до полудня или вечера облекают властью как эмира и шествуют мимо лавок. Если их владельцы давали чего-нибудь без промедления — хорошо, если нет — они грабили лавки. Рассказывают еще: все, что набиралось до полудня, доставалось ему, а все, что набиралось до вечера, доставалось сопровождавшим его; после этого они били его до тех пор, пока он не убегал и спасался. По-видимому, эти слова восходят к самому ал-Бйрунй, поскольку имеют себе параллель в другом его сочинении)…».

Nurlan Saltaev

Источник

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Прочитано 682 раз
© 2013-2019 ТОО "Ақмола Ақпарат". Все права защищены. Информационное агентство "Кокшетау Азия" Яндекс.Метрика
Разработка - Веб студия "IT.KZ"