Среда, 04 октября 2017 17:56

О Величии султанов, происходящих от Бaйaндyp-xaнa и достоинствах войска Ак-Койунлу

  • Whatsapp: whatsapp +77084442694 +77084442694
Оцените материал
(1 Голосовать)

ФАЗЛУЛЛАХ ИБН РУЗБИХАН ХУНДЖИ «ТАРИХ-И АЛАМ-АРА-ЙИ АМИНИ», XVI век

«…О Величии султанов, происходящих от Бaйaндyp-xaнa и достоинствах войска Ак-Койунлу.

Предок династии Байандур-хан в свое время добился признания ее сыновьями и внуками Огуз-хана. Начиная с Байандура, прямая линия царей не прерывалась….. ….Мудрецы сказали, что наиболее чтимы те цари, в которых знатность происхождения (насаб) сочетается с чистотой их славы (хасаб). Права Байандуров на знатность происхождения доказываются по шести пунктам.

  1. Все их предки были царями и их родословная не восходит к людям низшего сословия, как это имело место у Саффаридов, происходивших от медника, и (л. На) у Тахирида Зул-Йаминайна, о котором было сказано: «его отец ткал правой рукой (кана абуху йансуджу би-йаминихи)».
  2. Рука завоевателя никогда не прикасалась к их женам.
  3. Их предки никогда не противились истинным верованиям или достойным знатокам закона, как это было с арабскими царями, Хосроем персов и Тубба Йемена, которые постоянно сражались против пророков. До Ислама Байандуры повиновались предписанным пророкам того времени, и как только появился Ислам, они его приняли.
  4. Среди них не распространялось никаких ложных религиозных тенденций, как например ересь среди Марванидов, му'тазилизм среди Аббасидов, ши'изм среди Бундов и безбожие (илхад) среди Саффаридов. Они никогда не поднимали стяга еретических новшеств (бид'ат).
  5. Они не были жителями городов, подверженных грязным привычкам, какими были многие правители Хорасана, Фарса и Кермана, но руководствовались временами года, кочуя в открытых просторах (сахари-ва-йайлакат ва кишлакат).
  6. Они не были подчинены войску (военной организации) и не зависели от военачальников, но сами ставили свою ногу на шею войску, пользуясь острыми доводами своего меча. Не в пример некоторым халифам и поздним Чингизидам, они всегда главенствовали в своем племени (ил-ва-улус). Это основа, из которого происходят их другие качества.

Их добрая слава также определяется семью пунктами.

  1. Они никогда не поддавались ложным верованиям, как это было со многими из Кара-койунлу, которые из-за дурных склонностей и общения с еретиками (мулхид) достигли краев Ада (шафа джуруф джаханнам, Коран, IX, 110). Ни один Байандур не пал жертвой безбожия (илхад), фанатизм (рафз) или му'тазилитства.
  2. Они выказывали некоторые познания в учености [микдари аз 'илм), имея дело с законами шариата и подписывая фирманы, и если иногда этого отличия не имелось, они пытались следовать фетвам достигших высокой степени знания улемов ('улама-йи сахиб-иджтихад).
  3. Они были храбры.
  4. Они берегли свои владения (мулк), считая их как бы своим домом.
  5. Они воздерживались от алчности. Султан и воины Ак-койунлу уважали честь друзей и врагов. Они брали в плен их жен и детей, но не обижали их.
  6. Они были сострадательны и не захватывали чужую собственность, не то, что другие владыки, которые под предлогом хариджа и хараджа отводят воду жизни из протоков тел своих подданных.
  7. Они были щедры и заботливы в отношении знатных и простых людей во всех своих владениях, в Азербайджане, обоих Ираках, Фарсе, Кермане и вплоть до берегов Инда…».

Nurlan Saltaev

Источник

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Прочитано 554 раз
© 2013-2019 ТОО "Ақмола Ақпарат". Все права защищены. Информационное агентство "Кокшетау Азия" Яндекс.Метрика
Разработка - Веб студия "IT.KZ"