Пятница, 29 сентября 2017 16:15

Медресе Мир-Араб

  • Whatsapp: whatsapp +77084442694 +77084442694
Оцените материал
(1 Голосовать)

ШУБИНСКИЙ П. «ОЧЕРКИ БУХАРЫ», 1892 год

«…Медрессе Мир-Араб имеет трех мударисов, или профессоров, преподающих каждый свой отдел мусульманских наук. Старшему из них принадлежит распорядительная власть и заведывание вакуфными доходами, идущими на содержание здания, жалованье профессорам, вспомоществование недостаточным семинаристам и проч. Число учащихся в медрессе достигает 140 человек и определяется количеством комнат, которых 110. Тридцать сверхкомплектных студентов живут по двое в одной комнате с товарищами. При поступлении в медрессе каждый обязан сделать единовременный взнос от 25 до 450 рублей, смотря по достатку, но за то втечение всего курса он ежегодно получает из кассы медрессе по 40 рублей, а в случае нужды еще единовременные пособия. Весь курс проходится втечение 10-20 лет, вследствие чего среди семинаристов нередко встречаются уже весьма почтенные по своим летам личности. Лекции читаются каждый день с восхода до заката солнца с более или менее продолжительными перерывами, необходимыми для приготовления лекций, отдыха и молитвы, кроме пятниц и четвергов, а также месяца Рамазана и трех летних месяцев, составляющих каникулярное время.

Три главные рода наук: это ширгийе — теологические, apaбийе — арабские и хикмийе — светская мудрость. Весь курс обучения в медрессе направлен исключительно к развитию и поддержанию религиозно-философских идей, казуистики и весьма поверхностного остроумия. Положительная европейская наука остается здесь совершенно неизвестной.

Лекции проходятся по книгам, которых насчитывается до 137. Профессор, задав какой нибудь отдел, разъясняет его слушателям. Затем идет изложение, по выбору профессора, кем либо из присутствующих ранее заданного отдела. Прения семинаристов, опонирующих отвечающему, завершаются заключением профессора. При этом выработывается искусство говорить и спорить, что имеет весьма большую цену в глазах бухарцев.

Научная зрелость кончающего курс семинариста констатируется всеми профессорами, и тогда он выпускается из заведения с тем или другим из духовных мусульманских званий, дающих ему право занять место муллы, казия, профессора в медрессе или учителя в мактаб-хане (первоначальной народной школе).

Разумеется, во всем этом не обходится без кумовства и послаблений под влиянием всесильного на востоке презренного металла. Богатые кончают скорее и с меньшими усилиями, чем бедные. Что касается способностей, то высшим их критериумом считается память, дающая возможность вызубрить наизусть коран, шариат и другия священные книги.

Студенты живут вообще безбедно, ибо, по установившемуся издавна обычаю, эмиры бухарские и народ жертвуют ежегодно значительные суммы в пользу духовенства и учащихся. Кроме того, они пользуются летними месяцами, чтобы заработать что нибудь уроками, рассыпаясь по окрестным кишлакам и отправляясь к кочевникам, у которых такой посетитель бывает всегда желанным гостем.

Что касается почтенных мударисов, то это народ вполне обеспеченный. Их материальному достатку может позавидовать любой из наших тружеников науки…».

Nurlan Saltaev

Источник

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Прочитано 920 раз
Другие материалы в этой категории: « Алаштың арысы День Ашура »
© 2013-2019 ТОО "Ақмола Ақпарат". Все права защищены. Информационное агентство "Кокшетау Азия" Яндекс.Метрика
Разработка - Веб студия "IT.KZ"