Вторник, 18 апреля 2017 17:01

О праздниках в Восточном Туркестане

  • Whatsapp: whatsapp +77084442694 +77084442694
Оцените материал
(0 голосов)

БИЧУРИН Н. Я. [ИАКИНФ] «ОПИСАНИЕ ЧЖУНЬГАРИИ И ВОСТОЧНОГО ТУРКИСТАНА В ДРЕВНЕМ И НЫНЕШНЕМ СОСТОЯНИИ»

«…Туркистанцы за месяц до нового года начинают держать пост. Как мужчины, так и женщины, начиная с 10-го года возраста, с рассвета немогут ни пить, ни есть, а другие даже несмеют и слюны глотать, и сии почитаются набожными. Как скоро солнце закатится и покажутся звезды на небе, то позволяется и пить и есть: но вино и ложе запрещаются. В сие время и днем и ночью совершают моление. Мужчины и женщины ходят на молитву, окатившись чистою водою. Моллы и Ахуны еще разборчивее в воздержании. Первого или второго числа следующего месяца, как скоро усмотрят новый месяц, разрешают пост и празднуют новый год. Это называют Жуцзи. Накануне разговения во всю ночь играет музыка. По утру Аким-бек выезжает (на молитву) в новой одежде, на прекрасном аргамаке в Ахунской шляпе, золотом вышитой. Ему предшествуют по пяти или семи пар верблюдов и лошадей в нарядных седлах со знаменами, бубнами и музыкою. Каляндяры, идучи впереди, поют и скачут; за ними Беки и Ахуны в белых круглых колпаках. По сторонам Аким-бека едут преданные ему телохранители в латах, вооруженные луками и копьями. Сим порядком все входят в мящит (мечеть, по-Китайски Ли-бай-сы), и начинают служение. Мужчины и женщины в новых одеждах со всего города собираются смотреть на оную процессию. По окончании молитвы, все идут в дом к Аким-беку, для поздравления с новым годом. Аким-бек угощает их столом, при котором как мужчины, так и женщины пляшут, поют, пьют и совершенно навеселившись расходятся. Сие называется жуцзи-аит. До вступления в подданство Китайской державы в первый год нового года по окончании молитвы Ахуны судили о добродетелях и пороках Аким-бека. Если находили его добродетельным, то оставляли; а если открывали какие противозаконные дела, то Ахуны с народом отменяли его и предавали смерти. По сей причине Аким-беки окружали себя многочисленною стражею. Ныне хотя и не смеют так самовольствовать; но употребление вооруженной стражи вошло в обыкновение, и непрекращается. В сей день Туркистанцы взаимно поздравляют и угощают друг друга, подобно как в Китае в первый день нового года.

Чрез несколько десятков дней (чрез 40) после жуцзи-аиша, Аким-бек вторично с такою же церемониею входит в мящит, и в сей день весь город торжествует и веселится, что называют курбан-аит .

Еще чрез несколько десятков дней (чрез 30) отправляются к могилам почитаемых ими людей, где делают поклонение, и совершают молитвы. Многие на коже против горла прорезывают сквозную дыру, и вдевают клок ниток, причем всё тело обливается кровью. Это, по их мнению, значит самого себя приносить в жертву духам, и называется ашура .

Еще чрез несколько десятков дней старые и малые обоего пола, разрядившись и воткнув на калпаках по ветке цветков, из бумаги вырезанных; ходят за город на самые высокие места. Женщины и девицы скачут, а мужчины спорят в искустве стреляния из лука на лошадях, бьют в бубны, поют и пляшут при игрании музыки, пьют вино. Таким образом веселятся до самого вечера и расходятся. Сие называют наурус …»

Источник

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Прочитано 2687 раз