Понедельник, 10 апреля 2017 18:34

Н.О.Катанов «О погребальных обрядах тюркских племен Центральной и Восточной Азии»

  • Whatsapp: whatsapp +77084442694 +77084442694
Оцените материал
(0 голосов)

Н.О.Катанов «О погребальных обрядах тюркских племен Центральной и Восточной Азии», 1894 год.

«…Китайские Казак-Киргизы (Округ Тарбагатай).

Описываемые здесь погребальные обряды справляются у богатых по отношению к умершему хозяину юрты и по отношению к наиболее уважаемым членам семьи.

Если умер мужчина, то поминовение делают при коне; если умерла женщина, - при верблюде. После того, как умрет, моют. Тем людям, которые обмывали, через семь дней дают одежду умершего человека: женщинам одежду умершей женщины, мужчинам одежду умершего мужчины. В то время, когда выносят, дают умершему отпущение: мулла читает Коран и снимает все грехи. Мулле дают 9 «кара»: слово «кара» знач. скот; дают и пшеницы. Причитания по умершем мужчина не произносит, а произносит дома женщина, когда выносят кости (т.е. покойника); посторонний человек причитаний не произносит, произносит близкий. Народу дают пищу: в 7-ой день, 20-ый, 40-ой, через год. Перед раздаванием пищи, мулла прочитывает Коран, прося отпущение грехов умершему. Когда умрет мужчина, ставят высоко у переднего угла юрты седло. Халат и одежды прицепляют у луке седла, прицепляют за воротник, прицепляют, если есть и пояса, на переднюю луку седла, на воротник одежды, одевают шапку. По женщине делают это в течение 40 дней, если только она была хорошая. Если умрет юноша, то к копью наподобие знамени привязывают красную ленту. Древко копья стоит в юрте, у переднего угла; конец копья с лентою высовывается над юртой. Раздавши одежду, на седьмой день отрезают хвост лучшему коню, на котором покойник ездил. Такого коня называют овдовевшим (лишившимся хозяина). Отрезанное бросают в степи. В продолжении 40 дней зажигают светильник в переднем углу у огня. Если есть хозяйка, то зажигает она, если её нет, то зажигает дочь её. Когда пройдет один год и разойдется, поевши пищу, народ, один хороший мужчина ломает копьё. Хозяйка и дочь обнимают копье и, плача, не выпускают. Мужчина выдергивает у них копьё и ломает. Разводят большой огонь, и бросают в огонь копьё и знамя. Человеку сломавшему копье, хозяйка дарит новый халат. В день смерти жена надевает черную одежду, а дочь надевает белую одежду и красную шапку. Обе не открывают лица перед людьми. Туда, где хоронят женщины не ездят; если и ездят в праздники, то заставляют муллу читать Коран. Пока не исполнится год, ни хозяйка, ни дочь не ходят на пиры. После того, как умрет кто-нибудь, домашние в течение 3 дней не едят своей пищи, - чай и мясо приносят соседи. И хозяйке, и дочери её посторонняя женщина в день похорон расплетает волосы. На седьмой день заплетает снова та женщина, которая расплела. Жена младшего брата покойника расплетает у себя половину волос, расплетает именно концы; по середине перевязывает. При перекочевке к хвосту коня привязывают красный лоскуток; на спину кладут задом наперед седло, седло покрывают халатом; на воротник надевают шапку. Ружье и саблю умершего кладут на верх седла и привязывают. Этого коня ведет за повод хозяйка; если её нет, то ведет дочь, пока не достигнет места нового жилища. Если умрет женщина, то седло кладут на спину верблюда; седло покрывают сверху одеждою и платком…

…Если человек умрет, то его обматывают в длинную, новую, белую материю; мужчину обматывают три раза, женщину пять раз. Умершего человека в гроб не кладут. Материю, которою обматывают, называют «акырат» (саван). Её привозят из Ташкента и Бухары. Чалму мулл и саван умершего человека делают из одинаковой белой материи. Людям, копавшим могилу, дают деньги; мулле дают одну овцу, называя её милостнию могилы. Одежду покойного отдают мыть. Пока не наступит время появления звезд, мытые одежды висят на улице. Умершего человека кладут лицом на юг. Покойника кладут на верблюда и везут, если близко, несут на руках. С боков подвязывают ящики, а сверху расстилают решетку юрты, на эту решетку и кладут умершего. Если моют, то не прикасаются к трупу голыми руками. Люди которые моют, делают из бязи рукавицы и надевают их на руки. Воду льют на труп сквозь бязь. Бязь берет себе человек, который мыл. После того, как кончилось отпевание, мулла говорит народу: «Хорош-ли этот человек?». Народ отвечает: «Он – хороший человек!». Кто услышит о смерти этого человека, тот творит за него молитву, произнося «Алла экпер!» (велик Бог). На коне умершего человека в течение года не ездит ни один человек.

Поминки справляются по всякому покойнику в седьмой, двадцатый, сороковой и годовой день. Поминки состоят из чтения положенных на этот случай сур (глав) Корана и из едения пищи, в изобилии раздаваемой народу…».

Источник

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Прочитано 2167 раз