Четверг, 10 августа 2017 16:00

О татарском житье-бытье

  • Whatsapp: whatsapp +77084442694 +77084442694
Оцените материал
(2 голосов)

Евгений Марков «Очерки Крыма. Картины крымской жизни, природы и истории», 1872 год.

«…Через несколько минут он раз сказывал мне о татарском житье-бытье. „Языка его не умею; скажешь это: кошавлды или сабан-харец, ну и он тебя алла разуце, а больше ничего-так и разойдемся; воды не попрошу; не смекну по его никак, а тоже парни наши учили; есть ведь такие из наших, чтó говорят. Только никакой приятности в его речи нет, так вот по собачьи языком лопочет: шала мала! Христианскому человеку гнусливо слушать. Строенья у его никакого, на это: она сволочь! Куда против рассейских! На берет камня по балкам, а то из земли кирпич делает; так сольется, как свинец! Сто лет простоит, лучше рассейскаго древа. Бани у него нет. Варево в холодной варит, с колидору, и горницу свою с колидору топит. Запрется себе и лежит. Ничего, у его в горнице чисто; постель хорошая, тепло. Тоже это баба кажное утро чисто-на-чисто пол выметает; не любит он сору, на это он строг. Только лопает скверно, всякую гадину; наш его кушанья не станет есть! Хлеб поганый, прости Господи! Оно, то-есть, не хлеб поганый, хлеб все единобожий дар, а руки поганыя пекут, нехристианския. По цыгански на огне жарит, под самым казаном. Огребет попелом, и жарит. Скверность!....

…Признаюсь, меня поразила эта незыблемая крепость убеждения, независящая ни от каких фактов, эта органическая уверенность в превосходстве всего своего и во всех отношениях над всем чужим, это ничем неоправдываемое и вместе ни чем нескрываемое презрение к татарину, как к чужому. Я видел, что земляк много врал на татар без зазрения совести, но в то же время понимал, что вранье это вполне искреннее и совершенно ему необходимое. На таком несправедливом, почти животном отношении к своему и чужому коренится то инстинктивное чувство национальности, силы которого не заменит никакое образование и которое в зоологии проявляется в более грубых формах антипатии кошки к собаке. Только такое /отношение/ в состоянии объяснить многие важные страницы истории народов, страницы, где особенно напряженно проявлялась народная воля и народная сила. Об измене татар во время севастопольской войны ямщик говорил, как о вещи, неподверженной ни малейшему сомнению; в этом случае, он разделял печальное заблуждение общественного мнения целой России. Впрочем, такой взгляд на татарина необходим для полноты отношений русского мужика к нехристу…».

Nurlan Saltaev

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Прочитано 707 раз