Четверг, 12 сентября 2019 11:57

Казахи «зажигали» на «Киношоке»

  • Whatsapp: whatsapp +77084442694 +77084442694
Оцените материал
(1 Голосовать)

Два казахстанских актера отмечены призами 28-го Открытого кинофестиваля "Киношок" (Россия, Анапа).

Муратжан Мухажанов "За создание поэтичного образа служителя кино" в фильме Ермека Турсунова "Шыракшы" - «Хранитель света». Эта награда, ка ки сам фильм, особая для актера.  Почти сразу после окончания театрального факультета Аолматинсокй консерватории им. Курмангазы  Муратжан по семейным обстоятельствам вынужден был вернуться в родной аул в Талдыкогрганской области. Там и остался на полвека - стал сельским учителем, а в свободное от основной работы время ставил спектакли в сельском доме культуры, где сам и играл. Но судьба дала ему шанс вернуться в профессию. О нем вспомнили, когда искали актера на главную роль в фильме «Шыранкшы». Оператор- постановщик фильма "Ширакшы-Хранитель" Мартин Сечанов также отмечен наградой «Киношока».

Напомним: до «Киношока» художественный фильм «Шырақшы» режиссера Ермека Турсунова принимал нынешним летом участие в основной конкурсной программе XXII Шанхайского международного кинофестиваля, став тем самым в истории нашего кино, первой казахстанской картиной, попавшей в основной конкурс престижного кинофорума.

Появление на «Киношоке» «визитная карточка» нашего кино – народного  артиста СССР Асанали Ашимов – вызвало фурор. Ведущая церемонии награждения, актриса театра и кино Наталья Егорова, представляя актера  к награде (удостоен приза в номинации «Лучшая мужская роль» в фильме «Аруах»  Хуата Ахметова), назвала его «грандиозным актером, патриархом нашего и казахского кино».

ас886

Впрочем, аксакала можно было и не представлять. Когда статный седовласый мэтр под аплодисменты поднялся на сцену и процитировал Абая Кунанбаева: «О, великий мир! Посмотри на меня. Я – пылинка твоя, сын казаха я», зал ответил ему восторженным: «Браво! Помним! Любим!».

«Киношок» картину «Аруах», где он снялся в главной роли, встретил тепло. Туркменская актриса театра и кино Мая-Гозель (Майя) Аймедова, почетная гостья «Киношока» была одним из самых благодарных зрителей.

- В последнее время мы видим всякие фильмы, - говорит она. -  Те, кто очень хорошо понимает в кино, выбирают лучшие. Такими сейчас считаются работы японских и китайских режиссеров. Но смотришь эти фильмы, а там как будто ничего и не происходит. Просто люди живут обычной своей жизнью. Вот и я сегодня увидела в фильме «Аруах» саму жизнь. Финал меня ударил так, что у меня хлынули слезы и я схватилась за руку рядом сидящего человека: «Боже мой!».

Для  Асанали Ашимова этот фильм очень дорог. Он сам является и автором идеи «Аруаха», и исполнителем главной роли – одинокого старика Агатая. Однообразие степной жизни не тяготит его героя. У философа Агатая, увлеченного разнообразными науками, дни проходят в созерцании окружающего мира. Его покой нарушает мальчик Нуни, сбежавший из детского дома…

Режиссера в дорогую ему картину мэтр выбирал сам. «Аруах» - это вторая картина Хуата Ахметова с Асанали Ашимовым в главной роли. Предложение – снять картину – поступило к режиссеру от мэтра в 2014 году. Потом было написано множество вариантов сценария.

- Сначала писал я сам, потом привлек Одельшу Агишева, знаменитого российского сценариста, профессора ВГИК, лауреата многих премии и прочая-прочая, - рассказывает режиссер. - С ним тоже не сразу получилось: пока пришли к общему пониманию с автором идеи, нами было написано пять вариантов сценария: то, что нравилось нам, не нравилось Асеке, и наоборот.

 Асанали Ашимов не скрывал, что для лучшей раскрутки картины хотел бы сделать продолжение фильма «Кто вы, господин Ка?», его  постаревший Чадьяров, устав от цивилизации, возвращается в родные степи. Хуат Ахметов категорически отверг эту версию. История легендарного разведчика Чадьярова в фильмах «Конец атамана» и «Транссибирский экспресс» начиналась в 20-30 годах прошлого века, а в фильме события происходят уже в наше время. Чадьяров при всей его выносливости навряд ли дожил бы до ста с лишним лет…

Режиссер признался, что в предыдущей картине - «Кто вы , господин Ка?» - в сценарный и подготовительный периоды ему тоже пришлось несладко:

Асеке настаивает на своем видении, мне приходится с ним вечно спорить. Но когда начинается съемочный период, то более ответственного, более дисциплинированного, более беспрекословно слушающегося актера, чем он, я еще не видел.

ас885

Мерей Сугирбаева

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Прочитано 604 раз