Вторник, 16 июля 2019 16:47

Религиозный экстремизм сложный и неоднозначный феномен, выступающий в многоликих проявлениях

  • Whatsapp: whatsapp +77084442694 +77084442694
Оцените материал
(0 голосов)

Аннотация

В данной статье мы не стремимся дать полное, исчерпывающее определение экстремизма. Здесь мы говорим об отличительных признаках, которые в совокупности должны отличать экстремизм от других явлений.

Ключевые слова: экстремизм, психика, гибель, борьба, теракт, событие, неновисть.

In this article, we are not trying to give a complete, exhaustive definition of extremism. Here we are talking about the distinctive features, which together should distinguish extremism from other phenomena.

Keywords: ехtremism, psyche, doom, fight, act of terrorism, event, hatred.

Осы мақалада біз экстремизмнің толық анықтамасын беруге тырыспаймыз. Мұрда экстремизмді басқа құбылыстармен бірге ажырата алатын айырықша ерекшеліктер туралы айтылыды.

Түйінді сөздер: экстремизм, психика, азап, күрес, терроризм актісі, оқиға, жек көрушілік.

Религиозный экстремизм опасен не только прямыми разрушениями социальных объектов и ценностей, и не только убийствами и террором, которые выступают для него основными формами реализации своей идеологической программы. Гораздо опаснее сама идеология экстремизма, которая ведет к искажению мировоззрения личности и серьезным психическим аномалиям. Захватывая большие группы людей, религиозный экстремизм оказывает деструктивное воздействие на их психику и сознание, превращая их в организованные деструктивные группы, ориентированные на агрессивные действия, направленные на разрушения существующего социального порядка. Нередко религиозная оболочка является лишь удобной маскировкой для политического экстремизма и международного терроризма. Религиозный экстремизм проявляет себя и как орудие подрывной деятельности в тайной политической борьбе стран и цивилизаций. Если религиозному экстремизму не оказывать должного

противодействия, он может привести к разрушению социального порядка и даже гибели государства.

В статье рассмотрены теоретические взгляды по вопросам толкования понятия религиозного экстремизма, его составляющих элементов, изучаются проблемы определения конкретизированного пояснения сущности религиозного экстремизма. Рассматриваются вопросы изучения объектов и субъектов экстремизма. Особое внимание уделяется проблеме распространения экстремизма в Казахстане и мерам по противодействию ему. Предусматриваются рекомендации по дальнейшему совершенствованию уголовного закона в сфере борьбы с экстремизмом в Республике Казахстан.

К определению понятия. Для того чтобы вынести объективное суждение о каком-либо явлении, событии или предмете, необходимо иметь четкое представление о сути этой вещи. Поэтому мы должны создать ясную концепцию «религиозного экстремизма»: значение термина, причины появления, характер последствий, средства противодействия.

В буквальном смысле экстремизм означает нахождение в наиболее удаленной точке от центра. В религии это значение подразумевает похожую удаленность от основы в вераубеждении, мыслях и поведении. С коранической точки зрения, экстремизм возможен только тогда, когда человек удаляется (отказывается) от основных принципов-источников, установленных Богом в методологии религии: Разума и Корана. Главное последствие экстремизма – отсутствие баланса и безопасности в жизни отдельной личности, семьи, общества.

В связи с крайней социальной опасностью религиозного экстремизма, необычайно важно глубокое научное познание его сущности, причин и способов борьбы с ним. Религиозный экстремизм привлекает большое внимание политиков и философов, экспертов, религиозных мыслителей. «Для успешной борьбы с экстремизмом особенно важным исследователи считают концептуальное осмысление этого феномена: его разновидностей, перспектив развития, адекватности антиэкстремизтических действий, различий в масштабах, содержании, мотивации проявлений; а также в необходимости давать профессиональную экспертную оценку принимаемых решений на антиэкстремистский эффект». До сих пор среди экспертов нет единого подхода в определении понятия, сущности и причин религиозного экстремизма. Это связано с тем, что пока в науке не разработана методологическая база и методики для исследования сущности религиозного преодолению явлений религиозного экстремизма, а также основой

для формирования юридической базы для борьбы с этим явлением. Анализ юридических документов, в которых упоминается термин «религиозный экстремизм» показывает отсутствие в них четкого определения этого явления. Некоторыми экспертами вообще подвергается сомнению сам факт существования такого явления, как религиозный экстремизм. Так нередко, для представителей различных религиозных конвнеци, мыслящих в парадигме религиозной веры, явление религиозного экстремизма как таковое исчезает, поскольку любые действия во имя религии оказываются легитимными и допустимыми. Религиозный экстремизм представляется сложным и неоднозначным феноменом, выступающим в многоликих проявлениях. В нем сочетаются разнородные элементы иллюзорного отражения действительности, деструктивной социальной практики и социального протеста, а также определенных социальных идеалов. Часто религиозный экстремизм отождествляется с внешне похожим на него религиозным фанатизмом. Между тем, проведение принципиального различия между ними, безусловно, необходимо для успешной борьбы и с тем, и с другим негативным явлением.

Несмотря на чрезвычайную актуальность проблемы религиозного экстремизма, однозначного подхода к этому явлению и общепринятого определения его сущности не существует. Напротив, имеется большое количество самых разнообразных подходов и определению сущности экстремизма вообще и религиозного экстремизма, в частности. Все эти подходы с различных сторон высвечивают отдельные аспекты сложного и многомерного явления экстремизма. О.Г. Бахтияров рассматривает экстремизм как одно из «экстремальных явлений», для анализа которого он использует такие категории, как «экстремистское сообщество», «экстремистская идеология», «экстремистские политические практики». O.A. Русанова пытается определить его сущность как вида «девиантного поведения». В.Н. Томалинцев считает, что Экстремизм есть особая форма отчуждения. М.Я. Яхьяев рассматривает религиозный экстремизм, как одну из форм иллюзорно-деструктивной деятельности, направленной на разрушение существующей социальной системы, которую нужно отличать от фанатизма. A.A. Нуруллаев и Ал.А. Нуруллаев видят главный критерий экстремизма в радикальном отрицании принятых в обществе норм и правил и рассматривают сущность данного явления с точки зрения религиозно-политического экстремизма.

Весьма значимым представляется исследование В.А. Бурковской, которая анализирует структуру криминального религиозного экстремизма и юридические аспекты квалификации религиозного экстремизма и борьбы с ним. Она считает, что религиозный экстремизм как сложное, комплексное социальное явление,

существует в трех взаимосвязанных формах: 1) как состояние сознания (общественного и индивидуального); 2) как идеология (религиозная доктрина); 3) как совокупность действий по реализации доктрины в жизнь.

На мировом уровне впервые правовое определение экстремизма появилось в 2001 г. в Шанхайской конвенции «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом»: «экстремизм» - какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством.

На эту проблему также указывают как ученые, так и практические работники. Поддерживаем мнение А. Султанова, что эта неясность приводит к тому, что почти все дела по данному типу дел разрешаются лишь на основе экспертиз.

В свою очередь эксперт АНО «Лаборатория прикладной лингвистики» А. Смирнов пишет, что «основная проблема с исследованием текстов на предмет экстремизма возникает благодаря нечеткости и ненаучности самого понятия «экстремизм» в понимании законодателя, правоприменителя и общества в целом. Экспертная практика показывает, что под понятие словесного экстремизма подпадает целый пучок совершенно неоднородных высказываний. Неоднородность имеется и в объектах вражды (от рас и национальностей до неопределенных групп людей, объединенных неопределенным же понятием «социальная группа»), и в авторах высказываний (от политических деятелей до анонимных посетителей блогов и форумов), и в общественной оценке криминальности этих деяний».

Н.В. Голубых Н.В., М.П. Леготинов говорят о том, что интерпретация экстремистской деятельности закрепляет перечень однородно-обособленных наказуемых деяний, характеризующих экстремизм, но не раскрывает его сущностной природы, а равно не определяет его основополагающие признаки».

Дополним в качестве недостатка то, что экстремизм и экстремистская деятельность в законе тождественны, считаем, что их необходимо разграничить. В связи с этим нам близка точка зрения Е.П. Сергуна, который считает, что под экстремизмом следует понимать приверженность к целой системе взглядов, концепций, идей или представлений, основанной на политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражде, а под экстремистской

деятельностью понимает реализацию воззрений указанных выше, во внешнем мире в форме противоправных деяний.

Определение такого явления, как экстремизм, представляет непростую задачу. Прежде всего, в силу сложившегося разделения понятий на научные и так называемые обыденные, т.е. не строгие, широко используемые в повседневной практике обычными людьми, потому как экстремизм относится к разряду таких явлений, которые напрямую затрагивают каждого человека. Сложности при определении рассматриваемого понятия возникают также и оттого, что одним термином пытаются определить качественно разные явления общественной жизни. Таким образом, анализ экстремизма с различных подходов позволит выделить наиболее важные признаки, на основе которых можно раскрыть содержание этого понятия.С точки зрения этимологии экстремизм в переводе с латинского «Extremus» означает «крайний», в переводе с французского «Extrémisme» - «политика крайних мер». В русский язык это слово пришло вместе с другими иноязычными заимствованиями, вошедшими в русский язык в 20—30-е гг. XX века, относившимися, в основном, к сфере военно-политической и идеологической, как раз из французского в 30 годы ХХ века.

В Толковом словаре русского языка экстремизм трактуется как приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике). В Малой энциклопедии современных знаний экстремизм определяется как «приверженность в политике и идеологии к крайним взглядам и действиям». Из предложенных формулировок можно выделить общий признак, характеризующий рассматриваемое нами явление как «крайность в политической сфере». Справедливости ради следует отметить, что не все ученые придерживаются данной точки зрения. В свое время А.В. Коровников обращал внимание на то, что в этом случае мы имеем дело с простой заменой слова «экстремистский словом крайний, не указывая, где же можно у взглядов найти края и как его опознать». Частично позволим себе не согласиться с приведенным выше мнением. Действительно значение «края» еще придется установить, так как у каждого народа, свое понимание этой категории. Например, в государстве Саудовская Аравия ваххабизм – господствующее религиозное направление, возведенное в ранг государственной политики, а в условиях российского государственно-правового пространства – экстремистское религиозное вероучение. Не без проблем и на российской территории где проживает большое количество наров и народностей, так 27 ноября 2009 на мусульманский Курбан-Байрам, российские мусульмане прямо на улицах столицы стали забивать баранов (для них это норма). Это вызвало возмущение большинства местного православного

населения. Стоит отметить, что празднование этого же древнего праздника в 2013 году прошло спокойно. Власти определили специальные места, где верующие могли совершить ритуальное жертвоприношение. «Крайность» в энциклопедических изданиях трактуется как 1) крайняя степень, чрезмерное проявление чего-либо; 2) что-либо совершенно несходное с другим, противоположное другому; 3) очень тяжелое или опасное положение. Из сходя из предложенных трактовок, можем заключить, что они носят разные оттенки. Если первое понимание крайности носит негативную окраску, второе – нейтральную (что-то другое и противоположное), а третья формулировка дает оценку ситуации, событию, состоянию и требует ответной защитной реакции для изменения положения. Обратим внимание на то, что последняя трактовка имеет положительное значение.

Таким образом, считаем, экстремизм это вид крайности, действие, имеющее политические последствия, так как только такое понимание позволит отграничить его от иных крайностей, которые проявляются во всех формах человеческой активности: в крайних формах искусства, в отношении к природе, во взаимоотношениях полов.

Продолжим суждения об этимологии слова «экстремизм». В свою очередь Е.В. Сальников видит опасность в трактовке экстремизм - крайность, в том, что исследователи отказываются от анализа вопроса о сути экстремизма, оставляют нерешенной проблему экстремизма и политического насилия. В своем исследовании он приходит к выводу, что экстремизм в своей этимологии никак не может восходить к античной традиции, ибо в эту эпоху у политики не было края.Исходя из выше сказанного, следует, что для полного понимания экстремизма, необходимо рассмотреть его с точки зрения различных подходов.

Так в философском подходе рассматривается сущностное содержание экстремизма, путем осмысления его идеологии. Стоит отметить, что в современной философии термин «экстремизм» представлен достаточно редко. Согласимся с мнением Е.В. Сальникова, в том, что наблюдается лишь достаточно бессистемное употребление данного понятия. В то же время будет ошибкой заключить из этого факта, что проблематика экстремизма отсутствует в философии вообще. А.А. Козлов под экстремизмом понимает любое превышение пределов допустимого, при наличии злого смысла или умысла. К сожалению, данное определение нельзя назвать точным, поскольку оно вбирает в себя практически все, что хоть немного отклонено от нормы, тем самым расширяя границы понятия. В свою очередь Е.В. Сальников, анализируя работ наиболее значимых представителей философии конца ХХ — начала XXI вв. выделил две основные группы в понимании изучаемого

явления. К первой группе были отнесены работы философов (Ф. Фукуяма, Э. Тоффлер, Ю. Хабермас), где встречались с осмыслением феноменов, которые представляют собой частные проявления экстремизма. Несмотря на это ученые-философы признают некую единую природу описываемых феноменов, но в большинстве случаев оставляют этот вопрос без дальнейшего развития или, же довольствуются указанием на насильственный характер акций, на терроризм.

Ко второй группе отнес философов, которые начинают с терроризма как общей характеристики для всех частных, единичных фактов экстремизма (Ж. Бодрийяр или Н. Кляйн). Логическим, но не обязательным продолжением экстремизма является терроризм, представляющий собой еще более масштабное применение необоснованного насилия. Экстремизм и терроризм соотносятся как общее и частное: первый образует своеобразную идеологическую основу террористическим действиям[9]; второй - являясь крайней формой наиболее яркой формой проявления, в связи с этим понятен такой подход ученых. Добавим только, что при таком подходе может от взгляда исследователя ускользнуть другие формы проявления. Стоит отметить, что ряд российских ученых пытаются дать определение экстремизму через философию. Интересным в данном вопросе является определение, предложенное Л.В. Баевой. По ее мнению экстремизм в наиболее широком смысле раскрывает как тип сознания и поведения, при котором отстаивание собственных взглядов происходит с позиции силы, где агрессия, физическая борьба выступают источником разрешения противоречий, а оппоненты априорно расцениваются как люди низшего сорта. В свою очередь Ю.Н. Зеленев считает, что экстремизм это коллективное и индивидуальное мировоззрение и основанная на нем деятельность, суть которых заключается в культивировании идеологии радикального толка, проповедующей нетерпимость и враждебное отношение к лицам, отличающимся от носителей данной идеологии по любым определяемым ими признакам, либо призывающей к насильственному свержению конституционного строя.

С точки зрения социокультурного подхода, экстремизм предстает перед исследователями как попытка организованных групп крайними способами и методами остановить развитие и усложнение современного общества. По мнению представителей этого подхода, экстремизм, в частности его форма терроризм в современном мире очередной вызов либеральной цивилизации. Такое понимание экстремизма в большей степени характерно зарубежным исследователям, экстремизм определяется как все действия субъектов в политике и иных сферах социальной жизни, которые не укладываются в рамки западной модели общества,

все, что направлено против «демократических устоев», объявляется асоциальным. Е.П. Сергун понимает под экстремизмом нетерпимость (враждебность) к либеральной демократии как идеологическому фундаменту конституционного строя

В социологических исследованиях распространение получило понимание экстремизма как системы. Наиболее полным в этом направление является определение предложенное И.И. Ремезовой, которая считает, экстремизм, прежде всего устойчивая определительно-ориентационная система, характерная модель сознания, чьи основные паттерны воспроизводятся в разное время, у разных народов, в разных формах.

В определении экстремизма в рамках психологического подхода выделяются характерные черты как бескомпромиссность, действия по принципу «все или ничего». Ученые раскрывают истоки экстремизма в специфических социально-психологических феноменах, которые составляют психологическую основу интолерантных межэтнических, межконфессиональных, межрасовых отношений, опираются на бессознательное деление людей на «своих» и «чужих» — непохожих по внешности, других по поведению, иных по взглядам и ценностям.

В рамках криминологического анализа ученые склоняются к определению экстремизма через другое понятие - насилие, выделяя в первую очередь его характер - обоснованный либо нет, считая за экстремистскую деятельность, таким образом, такое применение насилия, которое не оправдано целью, «сверх меры».

По этому вопросу дискуссионное мнение высказывает Я.Я. Николаенко утверждая, что хотя экстремизм часто сопряжен с насилием, ряд его проявлений может носить и ненасильственный характер. В частности, к ненасильственным формам экстремизма ученый относит пропаганду, клевету, публичное оправдание терроризма и т.д. Выделение насилия в качестве облигатного признака экстремизма связано со стремлением исследователей подчеркнуть агрессивную направленность экстремистской деятельности.

Стоит обратить внимание на психическое насилие, которое, характеризуется действиями, направленными на подавление воли потерпевшего, и включает в себя истязание, оскорбление, клевету, угрозу, обман, гипноз. Таким образом, становится невозможным считать существование «ненасильственных форм экстремизма».

С точки зрения юридического подхода наше внимание привлекло определение А.В. Ростокинского, в котором говорится, что экстремизм является совокупностью уголовно наказуемых деяний и некоторых административных проступков, совершаемых в целях эскалации социально-политических, субкультурных,

этнических, конфессиональных и иных конфликтов. Говоря об этой позиции, хочется добавить, сведение понимания сложного многранного явления «экстремизм» к статьям уголовного и административного кодекса приведет к сужению понятия и искажения сущности рассматриваемого явления. По мнению А.Г. Хлебушкина, экстремизм есть противоправная деятельность, осуществление которой причиняет или может причинить существенный вред основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений. Частично согласимся с автором данного определения. И позволим себе заметить, что такое понимание экстремизма не позволит отграничить от других преступлений против конституционного строя.

Большинство определений изученных нами указывают на то, что экстремизм это деятельность. В свою очередь считаем, что необходимо разделить два понятия «экстремизм», включающее в себя субъективную сторону вопроса и «экстремистская деятельность», где конкретно будут перечислены действия. Такое разделение на наш взгляд будет способствовать наиболее быстрому реагированию законодателя на новые формы проявления экстремизма. В представленных подходах много общего, что и позволит нам выделить ряд особенностей.

Подводя итоги, хотелось бы выделить ключевые моменты, отображающие сложность и многогранность экстремизма. Экстремизмом пытаются определить качественно разные явления общественной жизни. Ряд ученых говорят о проявлении экстремизма в крайних формах искусства, в отношении к природе, во взаимоотношениях полов. Все это усложняет выработку общепризнанного определения. Сведение понимания сложного многогранного явления «экстремизм» к статьям уголовного и административного кодекса приведет к сужению понятия и искажения сущности рассматриваемого явления. Официальное определение экстремизма складывается из перечисления деяний, часть из которых раскрываются в соответствующих статьях уголовного и административного законодательства. Ряд оценочных признаков («социальная группа» и «социальной принадлежности») не раскрывается, что вызывает затруднение при толковании. Также законодатель не разграничивает понятие экстремистский деятельности и экстремизма. Обозначив теоретические проблемы понятия экстремизма, еще раз подтвердили актуальность исследования и сделали первые шаги для их решения. В формальной логике под определением понимается логическая операция, заключающаяся в придании точного смысла языковому выражению, который позволяет, когда это требуется или уточнить значение этого выражения. В определении должны проводиться значимые признаки, отличающие предмет от всего прочего.

По нашему мнению такими признаками являются

1) Необходимым признаком экстремизма является крайность, ограниченная политической плоскостью;

2) Спутником экстремизма является какая-либо радикальная идеология, оправдывающая их поведение;

3) Бессознательное деление людей на своих и чужих по различным признакам;

4) Насилие обязательный спутник изучаемого явления, причем как физическое, так и психическое.

Обращаем внимание на то, что экстремизм может выступать и как защитная функция, на изменения в социуме.

В данной статье мы не стремимся дать полное, исчерпывающее определение экстремизма. Здесь мы говорили об отличительных признаках, которые в совокупности должны отличать экстремизм от других явлений. Приведенные выше признаки по нашему мнению должны лечь в основу будущего определения.

Таким образом, неоднозначная ситуация с самим признанием явления религиозного экстремизма и отсутствие даже в экспертной среде общего понимания этого явления, с одной стороны, и чрезвычайная социальная опасность религиозного экстремизма, с другой стороны, делает проблему исследования сущности религиозного экстремизма необычайно актуально.

Главный специалист

Кокшетауского городского суда

Алдабергенова А.

Прочитано 273 раз
© 2013-2019 ТОО "Ақмола Ақпарат". Все права защищены. Информационное агентство "Кокшетау Азия" Яндекс.Метрика
Разработка - Веб студия "IT.KZ"