Домой Общество «Золотой человек» как символ 30-летия Независимости Казахстана

«Золотой человек» как символ 30-летия Независимости Казахстана

2879
0

Образ «Золотого человека» венчает Монумент Независимости Казахстана. Он воплощает в себе мудрую справедливую власть и богатое наследие.

На пороге 30-летия независимости Казахстана хотелось бы вспомнить о том, как в далеком 1970 году в Иссыке археологами было найдено захоронение. В нем во всей красе, поблескивая золотом, лежал «Золотой человек» — Алтын адам.

Это был воин в высоком конусообразном шлеме, облаченный в золотой костюм с алыми вставками. С обретением Казахстаном независимости Алтын адам стал одним из символов страны — образ воплотил в себе мудрую и справедливую власть.

Удивительную археологическую находку стали изображать на деньгах и сувенирах, представлять в музейных экспозициях и упоминать в школьных учебниках.

16 декабря 1996 года по инициативе Первого Президента страны Нурсултана Назарбаева на площади Республики в Алматы был открыт Монумент Независимости Казахстана. Он сочетает в себе несколько сложных элементов, но ключевой фигурой стал именно «Золотой человек».

Развитие образа

По словам историка Жаксылыка Сабитова, впоследствии в Казахстане археологами было найдено еще несколько подобных «золотых людей». Но именно Иссыкский курган оказался первым, а также самым богатым и знаменитым захоронением. Кроме того, головной убор иссыкского «Золотого человека» похож на казахский головной убор — саукеле.

«Золотой человек» стал материальным доказательством высокого уровня развития древнего Казахстана. Поэтому именно его образ был выбран одним из символов нашего государства.

— Сегодня многие антропологи утверждают, что иссыкский «Золотой человек» был женщиной. Но окончательно подтвержденных данных нет.

Надо отметить, что обезличенный образ «Золотого человека» был в Казахстане символом еще в советское время наряду с аль-Фараби. Хотя многие национальные герои были запрещены цензурой, образ «Золотого человека» был достаточно нейтральным. Впоследствии он обрел новые смыслы.

Но если вернуться к первым пониманиям, мы убедимся, что прежде всего «Золотой человек» воспринимался как доказательство, что в Казахстане существовала высокоразвитая цивилизация, умеющая обрабатывать золото. И что живущие на этой земле народы имели высокий уровень материальной и духовной культуры.

Роль личности в символах

— То есть это осознание подкрепляет нашу идентичность?

— Я не думаю, что здесь присутствует какое-то подкрепление идентичности. Это просто исторический символ, который было принято использовать, поэтому он и был включен в Монумент Независимости. Но надо отметить, что на начальных этапах независимости было много образов национальных героев. К примеру, они были изображены на наших купюрах: 100 тенге — Абылай хан, 50 тенге — Абулхаир хан, 20 тенге — Абай, 1 тенге — аль-Фараби и т. д.

Впоследствии государство вело немного другую политику в построении национальной идентичности и отошло от конкретных лиц. Это было сделано в том числе и для того, чтобы избежать этноцентризма. И сегодня, если взглянуть на тенговые купюры, там присутствуют не личностные символы. Есть и «Золотой человек». То есть после 2000-х годов упор был сделан на обезличенный символ независимости.

Герб и флаг

— Что бы вы сказали о других символах независимости?

— По моим наблюдениям, в Казахстане не проводилось усиленной исторической политики, направленной на наделение исторических символов большим символическим капиталом. Это если рассматривать исторический период еще до независимости. В связи с этим символов не так уж и много.

Что касается флага и герба как символов независимого Казахстана, их роль с каждым годом будет усиливаться.

Представителями новых поколений, кто знаком с этими символами с ранних лет, они будут восприниматься уже более сакрально. Коммуникативный эффект от «Золотого человека» как символа тоже возрастет.

Татьяна Киселёва

365info.kz

Если вы хотите поддержать Kokshetau.asia, то вы можете сделать перечисление на любую сумму