Домой Общество «Где золото?» Эксклюзивное интервью Булата Мекебаева

«Где золото?» Эксклюзивное интервью Булата Мекебаева

709
0

— Добрый вечер! Мы рады видеть вас на Родине. Расскажите о своих планах?

— Добрый! Я периодически приезжаю сюда, в свою страну, когда у меня есть возможность, когда у меня есть хороший проект, который я могу предложить Казахстану, мне всегда хочется начинать со своей Родины. Здесь моя земля, здесь могилы моих родственников и, надеюсь, когда-нибудь я тоже здесь лягу. Я бы не хотел лежать в Германии, Европе, возраст уже не молодой, я задумываюсь. По нашим казахским традициям, ты должен лежать на своей земле — вернуться. Я видел могилы в Германии на немецких кладбищах с казахскими именами. И всегда для меня это было печально, что этих людей не смогли отвезти на Родину, и никто там не подойдёт и не помолится за них. Здесь моя земля, истоки мои здесь, корни мои здесь и мне хочется, всё-таки, как бы тяжело ни было окунаться в те плюсы, которые здесь есть: это открытость, это душевность, это объятия. Я чувствую себя здесь настолько уютно среди народа, среди моих многочисленных друзей. Казахстан состоит из сердечных, тёплых отношений.

— Получается немецкий народ от казахского отличается?

— Конечно, конечно. Они холодные, держат тебя на дистанции. Тут есть свои плюсы, сейчас я об этом расскажу. Всё, что перечислил — это то, что мне не хватает в Германии. Германия в сравнении с Казахстаном — стабильная страна, там можно жить. Я бы хотел, чтобы многое было взято оттуда в плане социального уровня, защиты людей, детей, пенсионеров. Там самый защищённый класс общества — это дети и старики. Дети катаются по миру. Мои дети где только не были, они посмотрели с классом много стран: Греция, Хорватия, Англия и т. д. Всё это за счёт государства. В Германии нет бездомных детей, стариков, там нет даже бездомных кошек и собак.

— А где они ? Почему их нет?

— Взять к примеру животных. Если человек берёт животное — это ответственность, животное необходимо зарегистрировать и ты должен ухаживать за ним и, не дай Бог, должного ухода не будет. Там это работает. В нашей стране, увы, всё по- другому. У нас в стране, я уже не говорю о кошках и собаках, у нас люди брошенные есть… В Германии подход государства совсем другой в плане социального уровня человека. Ты не должен быть бездомный, даже если у тебя работы нет, тебе государство будет оплачивать 400 евро — это прожиточный минимум и плюс тебе будут оплачивать квартиру. У нас же в Казахстане, взять, например автобан, вроде да, дорога хорошая, но стоит пройти в туалет на заправке, как ты видишь вместо деревянного туалета бетонный, но с той же дыркой. Вот это уровень страны. Как говорят в театре всё начинается с вешалки, так же и страна начинается с аэропорта и трассы, которую ты проезжаешь. Хочу добавить, чтоб читатель понимал, это не хаяние моей страны, нет, я патриот. Я понимаю слово патриотизм с другой стороны, не хочу бить себя в грудь и просто кричать «я — казах», я хочу возвысить Казахстан в глазах других стран и хочется чтоб жизнь внутри улучшилась на порядок. Казахстан отстаёт от Германии на 150 лет. У немцев есть очень хорошее качество, если они говорят «да, сделаем», они делают. Нам этого не хватает…

— Расскажите, что случилось с вашей выставкой? Почему её закрыли?

— Я привёз картины, чтобы показать что творится в мире. Эта серия будет продолжаться, она не закончена. Я ещё планирую написать картин пять в этом направлении. Да, я шокировал некоторых людей, но основная публика увидела и поняла. В первую очередь, я привёз сюда свои работы, к свои истокам. Я не считаю нашего кокчетавского зрителя глупым, он далеко не глуп, он интеллектуален и даже в нашем небольшом периферийном городке столько прекрасных, грамотных, образованных людей и если разобрать мою картину на части, ту, в отношении которой был скандал, если бы люди внимательно посмотрели, то у Иисуса Христа моё лицо. Посмотрите ещё раз в Интернете.

— А какой посыл? Что это значит?

— Для меня это дико. Иисус Христос, который нёс веру, у него не было накоплений, у него не было мешков денег, у него был золотой багаж в уме и сердце, которым он делился и хотел улучшить мир. Вот это для меня религия, вот это для меня вера. Он хотел нести добро людям, пока его не распяли. И проходит 2021 год от рождения Христа — у нас всё накопления, религия сейчас — это бизнес. Вот эти храмы с золотыми куполами, не было такого во время Иисуса Христа. Посмотрите на одеяния православных, за одну рясу святого отца можно в Тульской губернии дороги построить. А что происходит в Исламе? Муллы на похоронах деньги собирают, тут люди от коронавируса умирают, горе у человека, а им важно собрать подаяния, которые дают. Я знаю таких людей. Вот о чём моя картина. А это всё начинается с самого верха. Все вы прекрасно знаете, что там происходит, всё это в Интернете есть.

То есть задумка такая, что религия и святость в наши дни не одно и то же?

— Да, у нас сейчас всё бизнес. На постсоветском пространстве всё бизнес. Занимать какой- то пост, это не работа для народа, это твоя возможность обогатиться. Я видел, как живут и работают в Китае, как интенсивно поднимается Китай, только потому что коррупцию уничтожили. А у нас казахи хотят куда-нибудь в кабинет, нам стол нужен, кресло, интернет, чтоб сидеть ничего не делать и хорошие деньги получать — чиновничье кресло.

— В Германии получается коррупции нет?

— Так глубоко не могу сказать, но зная, практически из политических уст и потом это всё освещается, в Германии политики очень сильно боятся журналистов. Там у фрау Меркель был помощник, он должен был занять пост после Ангелы Меркель. Журналисты раскопали, что у него в докторской диссертации не было сносок на те работы, которые он опубликовал и получился плагиат и из-за этого ему пришлось покинуть пост. У нас такое возможно? Я знаю, что полиция не берёт взятки. У полициста (полицейского) не созревает в голове протянуть руку и попросить денюжки. Сознание нужно поменять у людей. Приведу такой пример, в Германии есть люди, которые живут за счёт социальной помощи, допустим алкоголики. Таких людей там считают больными, так как алкоголизм — это болезнь, в день им выделяют по 10 евро на спиртное. Алкоголик заводит собачку, на неё государство тоже выделяет по 10 евро в день.

Во время коронавируса Германия помогала людям, многие потеряли бизнес, уходят в депрессии, многие остались без работы и государство очень сильно поддерживало. Мне, как свободному художнику оплатили пять тысяч евро пережить кризис, так как нет возможности проводить выставки, делать какие-то продажи.

В Казахстане мне задают два самых частых вопроса, удивительно, что больше никого ничего не интересует, только два этих вопроса почему-то. Первый вопрос связан с беженцами из Сирии. Все хотят знать увеличилась ли преступность с их появлением, не ходят ли они там, не убивают ли кого-то, не режут? Уважаемые мои читатели, никто никого не избивает, никто никого не насилует. Это вам показывают по телевизору, чтоб вы думали о том, что вот это несчастная страна, настолько несчастная, что туда понаехали самые страшные люди мира. Беженцы — это люди не с автоматами, пулемётами и гранатами, эти беженцы — доктора, профессора, медики, это люди, у которых был хороший достаток, но оставшиеся без дома, потому что всё разбомбили. А из-за чего всё? Из-за нефти, из-за того, что там нефть и из-за этого куска политической наживы между странами, эту страну превратили в руины, а жили-то они богато. И эти беженцы приехали в Европу уже с английским языком, то есть это образованные люди. Вот кого нужно было пожалеть и принять, только потому что они бежал не за социальными выплатами, они бежали, чтоб выжить. И поэтому Германия, пройдя войну и зная, что это такое, потеряв всё и начав всё с нуля, приняла их. А не из-за социальной помощи, как об этом говорят в СМИ. Второй вопрос: почему я здесь? В 2016 году я написал роман «от рассвета и до заката» о депортации немецкого народа 1941 года. Большая часть немцев, с которыми я общался — русскоговорящие. В 1941 году они были детьми, но они помнят все страшные события депортации. Они все очень любят меня, так как в моём лице они видят весь Казахстан. В Казахстане в 1920-х, в 1930-х был голод и, пережив страшные последствия этого, казахи принимали ссыльных людей в свои семьи и делились последним. Это было страшное время, если Сибирь не принимала, Казахстан не остался в стороне чужого горя. Старики-аксакалы придумали метод для выживания, женщинам в АЛЖИРЕ бросали курт! Охрана смеялась, думала это камни, говорили мол ваши как вас ненавидят. А на самом деле всё было наоборот. В истории этих событий есть момент, когда один старик знал, что по железной дороге будут проезжать этапы с депортированными. Аксакал на телеге подъезжал к железной дороге и женщины, которые были в этих ссыльных вагонах, на замедленном ходу поезда выбрасывали своих детей и эти новорожденные малыши попадали в телегу, где были настелены солома и одеяла, чтоб было мягко. Старик-чабан забрал 11 девочек, воспитал их и всем дал высшее образование! Всё это я говорю, раскрывая тему, почему я здесь. Я уже в четвёртый раз приезжаю только потому, что хочу снять фильм по моему роману. Изначально, мне дали добро, меня свели с Центром поддержки кино, продюсером. Была поддержка. Но когда я прочитал синопсис, там о романе ни слова, там совершенно другой спектакль, который мне не понравился. Мне предложили продать права за пять миллионов тенге — и я никуда не лезу. Но я не согласился, потому что мне нужно участвовать в этом, чтоб это было качественно и хорошо. Мне нужен фильм не только для казахстанского проката, я хочу сделать фестивальный фильм, чтоб это увидел мир. Я переписал немного сценарий, переложил на современность, но связал с той историей, что затронута в моём романе. Если делать фильм по книге, то он будет многосерийным, примерно 26 серий, сцен много. А я хочу снять фестивальный, полный метр — это 120 минут и частями взять ключевые моменты из книги. И потом, если посмотреть, что снимают казахстанские студии в Казахстане — это ужасно, всё на хи-хи, на ха-ха, это третьесортный юмор. И это разве казахи, разве это наше лицо, серьёзные проблемы не затрагиваются. Я хочу сделать казахско- германский фильм, потому что истории наших народов связаны. В Германии русскоговорящих немцев не признают, называют русскими, только потому что они выходцы из другой страны. Есть национальность — немец, просто эти люди разделённые историей. Хочу снять фильм и показать, какая история была на самом деле. Когда моя книга приехала в Германию, я получил очень много звонков с благодарностью от взрослых людей. Мне позвонил один старик, он помнит, как сбежал с баржи, таким образом, он спас себе жизнь. А всех находящихся в барже вывезли в Чёрное Море и затопили. Был геноцид, советские войска истребляли немцев и не только. Всё это раньше замалчивалось, но сегодня всё по-тихоньку всплывает на поверхность. А ведь кто-то должен нести ответственность, Германия до сих пор отвечает за Вторую Мировую Войну.

Вот, почему я здесь. Я всё-таки надеюсь, что не всё так у нас плохо в плане наживы, что внутри всё-таки, что-то осталось, мы же казахи. Мы всегда говорим «казахская гордость», а где она? Когда я знакомлюсь с людьми в Европе и, представляясь, называю своё имя, люди переспрашивают «Борат»? Представляете? Это гадкий фильм, к которому казахи не имеют никакого отношения. Но нас уже знают по этому представлению во всё мире и этот сложившийся стереотип надо убрать. Поэтому я и привёз свою выставку, свои картины и поэтому у меня такие картины. Ещё раз повторюсь, оскорблять чувства верующих у меня не было. У меня есть картина, которая называется «Где золото?». Там африканский король и английски лорд, а на заднем фоне нищета Африки. Это символика. Можно поменять людей и задний фон поменять на другой народ — везде всё в плачевном состоянии. Хочу, чтоб люди задумались. Ни от того, что как сейчас модно говорят хайпануть, нет. За этим не гонюсь. Я готов всегда встретиться с людьми, объяснить всё. Я готов к открытому диалогу, готов выслушать мнения люде, а потом спокойно донести своё. Обострение — не лучший способ общения. Не надо всё выплескивать на страницах социальных сетей. И если у человека есть ко мне какие-то претензии, я отменю деловую встречу, попытаюсь всё урегулировать.

— А что насчёт дальнейших планов?

— Первоначально — фильм. Не получится у меня с правительством Казахстана сделать фильм, я, к моему сожалению и огорчению, найду другую страну, за основу возьму, например, Германию. Но не будет ли потом это печально правительству Казахстану — это другой вопрос. Мне кажется те люди, которые в этом направлении могут что-то решать, у них нет интереса, точно также, как и не было интереса, когда мы ставили Абая. Примерно месяц назад я открыл памятник Абаю в Берлине. Получилось красиво, но это было за частные деньги, был частный инвестор, молодой, хороший, красивый парень — казах, Кайрат Тлеубаев. Вот он, действительно, казах, потому что он ради гордости за свой народ не пожалел своих денег, а деньги немалые. Я стою за свой народ и каждый раз, представляя картину, книгу или проект я представляю свою страну. Вот поэтому я здесь. Не получится — будем искать, но я не остановлюсь.

Ильнара Ибрагимова

Если вы хотите поддержать Kokshetau.asia, то вы можете сделать перечисление на любую сумму