Четверг, 31 мая 2018 12:00

«Миротворческая деятельность казахских биев-судей»

  • Whatsapp: whatsapp +77084442694 +77084442694
Оцените материал
(1 Голосовать)

Обращение к национальным истокам, сознанию и исторической памяти народа, общепризнанным моральным и человеческим ценностям вовсе не случайно. Сегодня, когда Казахстан становится равноправным партнером мирового сообщества, вопросы адекватной реализации фундаментальных положений о справедливом и доступном правосудии приобрели особую значимость. Это диктует свои требования не только к содержанию правовых предписаний, но и к уровню правовой культуры общества в целом и для каждого гражданина, сообщает информационное агентство «Кокшетау Азия» со ссылкой на пресс-службу Специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Акмолинской области.

И в этом контексте, безусловно, значение института суда биев в формировании государственности и правовой культуры казахстанского общества трудно переоценить, ибо нужно понимать, что возможности медиация могут быть использованы не только в уголовном судопроизводстве и других областях юрисдикции, а также  в гражданском секторе общества

Наш Президент в одной из официальных речей называл древних казахских биев-судей «Мүлтіксіз әділ, от ауызды, орақ тілді шешендер» - «предводителями с ораторским даром и чувством безупречной справедливости». О трех знаменитых биях, живших в XVII-XVIII вв., с именами которых связаны отголоски «Золотого века» в правосудии в Степном крае, а именно - о Толе би, Казыбек би и Айтеке би, Н.А. Назарбаев говорил: «Барша қазақ баласы аттарын ардақтап, айтқандарын жаттаған осы бабамыздың ел алдындағы еңбегіне, халық қамын жеген қасиетті ісіне сөз жеткізіп баға қиын-ақ... Үш данагөйдің өнегелі, ел қамын жеген адал еңбегі, топ бастаған көсемдігі, от ауызды, орақ тілді шешендігі, мүлтіксіз әділдігі жөніндегі айтар әңгіме аз емес» - «Они стали для казахов непреходящим символом единства, их страстные речи овладевали умами потомков, как изречения священных книг... Можно много говорить о славной жизни этих трех великих людей, об их деяниях во имя чести, достоинства и священной славы народа, об их природном предводительском таланте, ораторском даре, безупречной справедливости» . 

 Народные судьи Казахского ханства выполняли удивительно простую и полезную для всех функцию — посредничество. Это было честное и результативное примирение.  Сегодня медиация — популярный инструмент разрешения гражданских споров. Центральной фигурой этого процесса является медиатор, в задачи которого входит внимательно выслушать стороны, организовать процесс переговоров, генерировать идеи и расширить ресурсы спорящих.

 На языке и в стилистике позапрошлого столетия это звучало иначе — «обращение к совести тяжущихся является самым главным в суде биев».             Царский чиновник по особым поручениям Иван Козлов, командированный в казахские степи в первой половине XIX века, отмечает: «Светлыми сторонами казахского суда являются постоянные обращения его к совести тяжущихся лиц и дух примирения, господствующий в каждом решении его». Об этом свидетельствуют не только рапорты и донесения царских чиновников, но и фольклорные записи.

Восточного колорита в казахской степи никогда не было. Не было ни лишения свободы, ни настоящих тюрем (зинданов), ни разного рода «отсечений». А конечная цель правосудия идеальна даже по нынешним временам — примирение спорящих и даже враждующих сторон. «Показать и доказать уникальность казахского права в его «древней форме» как права, приверженного ценностям изначальной свободы и идеалам естественного права человека», — прямолинейно, но максимально точно высказался академик-юрист Салык Зиманов.

Эпоха «трех биев» по насыщенности событиями считается одним из самых тяжелых и тотальных периодов в истории Казахстана. Внезапные нашествия хорошо организованных полчищ восточных, джунгарских калмыков на казахские аулы представляли реальную угрозу для Великой степи. Этот период вошел в историю Казахстана как «Ақтабан шұбырынды» - «годы трагедии и массового переселения народа». Именно в эти годы общество как никогда нуждалось в авторитетных и выдающихся деятелях и организаторах. Ими в числе первых являлись Толе би, Казыбек би, Айтеке би. В том, что во главе масштабного освободительного движения народа встали эти три бия, поддержанные ханской властью, видными военачальниками, первостепенное значение имела особая престижность и особая роль власти биев во всей общественно-политической структуре Казахского ханства. Они вошли в историю Казахстана как «три великолепных бия» - «атышулы үш би», «три пророка» - «үш пайғамбар».

Восстановление и объединение казахских земель в границах до нашествия калмыков и их послевоенное мирное урегулирование связывается в большей степени с их именами. В этом и заключается миротворческая роль казахских биев.

В судах должна торжествовать культура разума – это первое кредо бийского судебного процесса. Весь механизм процесса должен вести к этому. «Дау сұрай келдіңдер ме? Ақыл сұрай келдіңдер ме?» - «Пришли конфликтовать или пришли в поисках разума?» - это было первым предупредительным жестким словом бия-судьи, обращенным к тяжущимся. Этим самым давалось знать, что цель суда – полагаться на разум и прийти к разумному, а следовательно, справедливому общему решению.

В судебной функции биев в обществе казахов-кочевников были оригинальны основополагающие принципы, которые определяли суть и предназначение судебной власти. Они лежали в сфере высшей народной морали и обозначались тремя словами в связке: «әділет - ар - бірлік» - «справедливость – совесть - единство».

В судебном разбирательстве бии  должны были раскрыть свое умение, опыт, выступить в роли «глашатаев правды», знатоков обычаев, «блюстителей порядка» и справедливости, защитников традиций. Основная цель судебного процесса в казахском обществе – примирение спорящих или враждующих сторон перед народом. Казахи говорят: «Дау мұраты - бітім» - «Цель спора – примирение». Это основной принцип, лежащий в основе судебного процесса в кочевом казахском обществе. Однако нельзя упрощать значение данного принципа, он не сводится к примирению спорящих сторон. Человек должен быть чист перед своей совестью. Согласие человека с решением суда, примирение со спорящей стороной должно явиться внешним показателем примирения субъекта с самим собой. Участники судебного процесса выходили с  него не «победителями» или «побежденными», а наоборот «избавившимися от бремени» .

Таким образом, примечательно то, что конечной целью правосудия биев, по господствующей идеологии средневекового кочевого общества казахов, является примирение и перемирие сторон, участвующих в суде, как бы ни были сложны и обострены их взаимоотношения. Существовала установочная форма «Даудың түбі - біту» - «Примирение есть цель и конец тяжбы».

Бий – это эталон государственного служащего, исполняющий функции судьи, умный, честный, справедливый, решающий судебные споры и конфликты в гражданско- правовых отношениях. При рассмотрении судебных дел он внимательно и терпеливо выслушивал участников сторон, вникал в суть дела и сопоставлял их доводы. Не оставлял он в стороне и присутствующих на суде представителей спорящих сторон. В его решениях не было ни побежденных, ни победителей.

При рассмотрении каждого дела бий докапывался до истины и посредством искусства владения слова убеждал в правоте своих высказываний спорящих. Решение бия ориентировалось всегда на примирение сторон и полное возмещение причиненного правонарушением ущерба. Академик Салык Зиманов в своей книге «Казахский суд биев – уникальная судебная система», которая вышла на четырех языках, писал: «Казахский суд решал споры и разногласия, с которыми обращались к нему стороны, исходя из важности обеспечения примирения сторон и мира между ними, единения и обеспечения единства внутри и в сферах общежития, исходя из необходимости искоренения не столько личных, сколько пороков общественного значения. Именно эти далеко непростые задачи суда по необходимости требовали того, чтобы бии-судьи учились в школах степных мудрецов, были учеными (не по книгам, а от жизни), прошли испытательные этапы перед старшим поколением, мудрейшими, обладали красноречием и логикой суждения, а также были знатоками казахского права» .

Великую роль в традиционном казахском праве играл суд биев в примирении и единении народа.

Для современного права большое значение имеет изучение требований, предъявляемых к биям: быть справедливым, честным, беспристрастным. Это находило выражение в следующей пословице: «Тура биде туған жоқ, туғанды биде иман жоқ». Сегодня важно использовать в современном праве правовые и нравственные принципы казахского права, а именно повысить в обществе роль общественного мнения; отдавать приоритет решениям дел на основе мирного соглашения; повсеместно проводить гласные и публичные судебные разбирательства; назначать на должность судей людей, имеющих большой авторитет среди народа; постоянно выяснять мнение народа относительно справедливости вынесенных судебных решений .

Казахский суд биев, имевший тысячелетнюю историю и основанный на совести, чести и справедливости, передавал свои истинно высокие человеческие качества из поколения поколению. Независимо от обстоятельств дела, пусть даже самых трудноразрешимых, он всегда находил и принимал правильное решение. Даже в период реформирования административного устройства казахской Степи, бии мудрым словом, талантом убеждения и умением сплачивали народные массы и разрешали возникающие политические обострения. «Слово» бия никто, никогда не игнорировал, не оспаривал, оно звучало всегда как отеческое назидание.

Сегодня суд биев сохранился и утвердился в памяти поколений как независимое, профессиональное и мудрое правосудие,  оставившее неизгладимый след в истории казахского народа. И эта тема поныне не утратила своей актуальности.

Современные судьи являются достойными наследниками славных традиций.

 

 

Айсулу Жуматова,

Председатель

Специализированного межрайонного суда

по делам несовершеннолетних Акмолинской области

 

 

 

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Прочитано 1033 раз