Корреспонденты Tengrinews.kz побывали на съемочной площадке фильма Qaitalanbasyn, посвященного январским событиям.
- ПОДЕЛИТЬСЯ
- Vkontakte
- Одноклассники
- Telegram
- Подписаться на канал новостей TengriNews:
- Google News
- Яндекс Новости
- Email рассылка
- Новости
- Новости Казахстана
- Новости мира
- Нашли ошибку?
- Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Площадь заволокло густым дымом. Тут и там перевернутые машины. В центре стоит толпа людей и скандирует лозунги. По бокам горит огонь. Со стороны может показаться, как будто события ночи с 4 на 5 января 2022 года повторились вновь. Этого эффекта и добивались авторы картины.
«Сейчас тема январских событий для нас очень актуальная. Через 10 лет эти события будут восприниматься по-другому, снять подобное кино будет сложнее. Для нас это своеобразный творческий манифест, через этот проект мы хотим дать возможность молодым талантам высказаться по очень важной для них теме», — рассказала генеральный продюсер готовящейся картины Анара Жунусова.
Особенностью фильма Qaitalanbasyn является то, что ее, по сути, снимают пять независимых групп и пять молодых режиссеров. Это Диас Бертис, Модиар Абдукадыров, Дархан Тулегенов, Олжас Ермекбаев и Берик Жаханов. Большинство из них ранее специализировались на сериалах и контенте для сети. Qaitalanbasyn станет для них дебютной полнометражной картиной.
В основу сценария легли рассказы реальных участников январских событий.
«Мы внимательно слушали рассказы очевидцев. Также мы отсмотрели десятки часов реальной хроники, запечатленной СМИ, чтобы максимально точно воспроизвести те события… Оператор новеллы, которая снимается на площади Республики, сам был на площади 4 января. Он вызвался снимать этот эпизод именно потому, что пережил все лично, и хотел показать свой взгляд на это», — рассказала продюсер ленты.
Съемки планируют завершить чуть меньше чем за месяц. Авторы картины торопятся, так как из-за множества проблем и барьеров съемки постоянно срываются, а выход фильма в прокат переносится.
Приходится использовать реальные локации в городе, которые разрешают перекрывать лишь на небольшой период времени. Так, эпизод на площади изначально планировали снимать в течение трех дней, но в акимате сказали, что у кинематографистов есть всего одна ночь. По словам создателей Qaitalanbasyn, справляться с трудностями помогает энтузиазм молодых режиссеров, которые готовы работать по 20 часов в день в условиях ограниченного времени и не очень больших бюджетов.
«Я считаю, что мы больше должны обращать внимания на молодых кинематографистов, давать им больше шансов и возможностей. Возможно, кто-то, заинтересовавшись такой противоречивой темой, посмотрит картину и заинтересуется самими режиссерами, оценит их талант. Очень важно научить молодежь преодолевать творческий страх и открыто говорить на те темы, которые им важны и близки. Мы снимаем этот фильм в том числе, чтобы у нас этот страх преодолели», — добавила генеральный продюсер Анара Жунусова.
Съемочная команда во главе с режиссером Олжасом Ермекбаевым непрерывно работала в центре Алматы с 22.00 до 6 утра. Самые большие трудности заключались в управлении массовкой в 500 человек, которая изображала собравшихся на площади людей
На время съемок площадь Республики действительно как будто вернулась в то состояние, в котором она пребывала в дни январских событий. На асфальте бумага, бутылки, битое стекло и обгоревшие остатки машин. Где-то в стороне одиноко стоит офисный стол, который, как будто, только что вынесли из здания разгромленного акимата.
За создание атмосферы отвечает художник картины Адыл Абубахриев. Он уже около 10 лет работает в сфере кино. Адыл имеет архитектурное и столярное образование, что помогает ему лучше чувствовать «вещественный» мир и создавать декорации.
«Пожалуй, мы снимаем одну из самых сложных сцен этой картины. Тут очень масштабные съемки, нам нужно создать атмосферу хаоса и передать, что творилось в те дни на площади. При съемках мне помогли документальные кадры тех дней… Я не стремился к документальной точности, чтобы какие-то предметы или автомобили находились в том же месте, что на кадрах хроники. Это все же художественный фильм. Есть свои тонкости, к примеру, герой в кадре движется по площади справа налево, и мы должны были создать декорации так, чтобы по мере его движения на улицах было больше беспорядка, чтобы подчеркнуть настроение хаоса», — рассказал Адыл Абубахриев.
При съемке сцен погромов на площади использовалось множество реальных автомобилей, в том числе те, которые действительно пострадали в ходе январских событий. Другие машины группа приобрела на вторичном рынке, а затем подожгла их, предварительно избавившись от бензобака и двигателя.
Для создания нужной атмосферы при съемках событий на площади особую роль играют дым и огонь. Команде фильма удалось достоверно показать густой дым от пожаров и гранат, который заволок площадь в дни январских событий.
«Наша задача заключалась в создании воздушной перспективы. Это дым, который нависает в воздухе, свет, который проходит через него, отблески огня. Нужно учитывать много факторов, включая плотность этого дыма. На съемках мы используем как естественный дым, так и особый глицериновый дым, которым как раз и заволокло площадь. Он образуется в результате испарения медицинского глицерина и абсолютно безопасен для актеров и всей группы. В некоторых случаях, когда необходимо показать в кадре горящую машину, делаем естественный дым, размещая в ней специальную горелку», — рассказал журналистам специалист по пиротехнике.
Съемки Qaitalanbasyn начались еще в декабре прошлого года, но несколько раз прерывались, в том числе из-за аномальных холодов в январе. Завершить их планируют 11 февраля, а выпустить картину могут уже к началу мая.
При этом создатели не уверены, что фильм получит прокатное удостоверение и попадет на большие экраны. По словам Анары Жунусовой, кинотеатры могут отказаться от проката, потому что коммерчески успешными в казахстанском кино в основном являются комедии.
Если фильм не доберется до кинотеатров, то его планируют все равно выпустить на YouTube.
«Я думаю, что до 1 мая мы должны постараться успеть с премьерой. Для меня лично День единства народа — это очень символичная дата для этой картины. Это отражает нашу гражданскую позицию как и название проекта — Qaitalanbasyn. Мы не хотим, чтобы подобное повторялось. Это фильм о простых людях в непростых обстоятельствах, о том, что нам нужно заботиться друг о друге», — отметила продюсер картины.
Источник: tengrinews.kz