Четверг, 21 сентября 2017 12:59

Казахский суд биев

  • Whatsapp: whatsapp +77084442694 +77084442694
Оцените материал
(1 Голосовать)

Суд, как одна из ветвей государственной власти, был и остается важнейшим показателем и критерием, по которому дается оценка демократичности самой власти и ее служению интересам народа. В условиях нашего государства роль и авторитет суда биев, как института судопроизводства и разрешения различных споров, образовалась в результате особых условий жизни казахского общества и ряда субъективных и объективных факторов.

Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, древних казахских биев - судей называл «Мүлтіксіз әділ, от ауызды, орақ тілді шешендер» - «предводителями с ораторским даром и чувством безупречной справедливости». О трех знаменитых биях, живших в XVII - XVIII веках, с именами которых связаны отголоски «Золотого века» в правосудии в Степном крае, а именно о Толе би, Казыбек би и Айтеке би, Н.А. Назарбаев говорил: «Они стали для казахов непреходящим символом единства, их страстные речи овладевали умами потомков, как изречения священных книг……. Можно много говорить о славной жизни этих трех великих людей, об их деяниях во имя чести, достоинства и священной славы народа, об их природном предводительском таланте, ораторском даре, безупречной справедливости».

На формирование и развитие суда биев, как отражение правового сознания казахского общества, повлияло адатское, и частично мусульманское право. Вначале развитие суда биев происходило без какого-либо влияния со стороны власти, в результате чего бии стали носителями принципов и основ обычного права.

Биями становились не только крупные представители родовой знати, занимавшие в высокое положение в обществе. Имели место случаи, когда биями становились выходцы из простого народа, которые избирались на столь ответственный и уважаемый пост благодаря исключительно своим умственным способностям и одаренности.

 В соответствии с казахским обычным правом стороны, имеющие друг к другу какие-либо притязания обоюдно выбирали лицо, которое могло их рассудить. Это лицо не обязано было быть заинтересованным в исходе дела. Суд биев был гласный и свободный, кроме участников спора в разбирательстве могли участвовать лица, пожелавшие присутствовать на процессе.

Среди казахских биев, достойно и справедливо разрешавших судебные тяжбы было немало представителей Акмолинской области.

Бапан Би, внук легендарного Богенбая батыра и отец Саккулак Бия, родился в 1755 году в окрестностях Ерейментау. Умер в 1849 году и похоронен возле озера Коржынкуль, где в данное время возвышается мазар Саккулак бия. Был человеком среднего достатка, отличался острословием и справедливостью. Его умение справедливо решать межродовые споры, знаменитые высказывания и изречения послужили для его высокого авторитета среди казахского общества. Его время пришлось как раз на тот период, когда царские чиновники начали колонизацию казахских степей. Бапан би, защищая интересы простых людей, всегда выступал против царского режима и местных административных чиновников.

Председатель

специализированного межрайонного

экономического суда Акмолинской области     М.Байгелов

  1. Назарбаев Н.А. Пять лет независимости. Алматы, 1996
  2. Зиманов С.З., академик АН РК  Казахский суд биев в памяти поколений. https://journal.zakon.kz/203439-kazakhskijj-sud-biev-v-pamjati.html
  3. Эркин Абиль. История государства и права республики Казахстан с древнейших времен до начала XX века. ИКФ «Фолиант» Астана 2000

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Прочитано 891 раз
Другие материалы в этой категории: « Тюркская степь Қазыбек би »