Среда, 07 декабря 2016 14:46

Серебро в жизни казахов

  • Whatsapp: whatsapp +77084442694 +77084442694
Оцените материал
(0 голосов)

Что мы находим в ювелирном деле спустя более двух тысячелетий у потомков древних саков – казахов? Хотя это уже другая культура, даже материалы и техники ювелиров другие, именно в этом виде искусства сохранились древние традиции, сообщает Резонанс.kz

Когда апрельским днем 1970 года археологи вскрыли усыпальницу сакского вождя-жреца в Иссыкском кургане, она как бы осветилась сиянием – так заблестели золотые бляшки (4,5 тысячи штук!) на костюме и атрибутах погребенного. Эта археологическая находка, кроме всего прочего, ясно указывала на магическую и ритуальную роль ювелирного искусства.

Очень мало известно о жизни, религии, культуре древних саков. Но стоит лишь посмотреть на высокий головной убор золотого человека со сложным набором символов, фигурками животных, чтобы понять его обрядовое значение. Такие высокие уборы носили жрецы, в таких погребали царей. Естественно, для передачи разнообразных образов должна быть развитая ювелирная пластика и техника, и она была на высочайшем уровне. Недаром искусство номадов с его «звериным стилем» оказало влияние не только на искусство Греции и римских провинций, но также на китайское, южнорусское искусство.

Времен связующее искусство

А что мы находим в ювелирном деле спустя более двух тысячелетий у потомков древних саков – казахов? Хотя это уже другая культура, даже материалы и техники ювелиров другие, именно в этом виде искусства сохранились древние традиции. В отличие от других художественных промыслов степных мастеров – резьбы по дереву, производства кожаных, гончарных изделий и т.д. ювелирное ремесло из бронзы, серебра, золота оказалось более долговечным и сохранилось до наших дней.

Осталась от старинного ремесла его основа – обрядовое предназначение. Также сохранились отличительные черты древнего костюма и атрибуты. Высокий головной убор сакского вождя видоизменился в сәукеле – головной убор казахской невесты, имеющий обрядовое значение. Сохранился и камзол: само название национального женского костюма имеет в основе древнетюркское кам – «жрец», что говорит о его первоначальной ритуальной значимости. От этого слова образовалось и камча – ритуальная плеть. Недаром камчой открывали от покрывала лицо невесты (беташар) при знакомстве с родственниками будущего мужа, а инкрустация рукоятки плети – целое искусство.

Старинные казахские украшения, как и костюм, несли большую смысловую и магическую информацию. По ним можно было узнать, замужем ли молодая женщина, засватана ли девушка и т.д. По украшениям и костюму можно было догадаться об имущественном положении, социальном статусе и территориальной принадлежности женщины.

В ювелирном искусстве полно и ярко отражены эстетические идеалы казахского народа, его вкусы, уровень его материальных ценностей. Его отличительная черта заключается не только в высоком мастерстве зергеров, но и магической, защитной функции. Как правило, украшались (оберегались) виски, лобная часть лица, грудь, запястья, солнечное сплетение. Глубокой семантикой отмечены орнаменты ювелирных изделий, в которых использованы элементы, стилизующие мотивы флоры и фауны: «қошқар мүйіз» (бараний рог), «құрт-құлақ» (перекрестье из бараньих рогов), «жапырақ-гүл» (трилистник) др.

Выражение «купаться в золоте (серебре)» в прошлом имело прямой смысл. Купание детей в воде с золотыми и серебряными монетами кроме ритуального, магического значения имело и лечебное: серебро, 39689.jpgк примеру, обладает бактерицидными свойствами. С пожеланиями оградить от дурного глаза и слова («жаман көзден, жаман сөзден сақтасын») бросали в воду серебряные украшения: кольца, браслеты, серьги. К тому же они были символами состоятельности родителей и будущего богатства сына, приданного для дочери.

Издревле золото ассоциировалось с солнцем, серебро – с луной. Надо отметить, что золото и серебро в разные времена имели разную ценность. В XVI-XIX вв. серебро преобладало в денежном обращении во многих странах Евразии, в том числе России и казахской Степи. К тому же этот металл обладает ковкостью, пластичностью и целебными свойствами. По этой причине оно больше использовалось и в изделиях казахских ювелиров. В представлении казахов природная красота этого металла дополнялась очистительным, оберегающим качеством. Они рассматривали серебро как частицу ночного светила и наделяли его различными магическими свойствами, произнося при купании детей «Баланың күні күмістей жарық болсын!» («Пусть дни ребенка будут светлыми, как серебро!»).

Женское лицо ювелирного ремесла

В жизни казахской женщины ювелирные украшения играли существенную роль. Поэтому от самого рождения до смерти казашки носили те или иные виды украшений, соответствовавшие их возрасту и социальному положению. Семантика ювелирного искусства не обошла стороной даже внутрисемейные отношения, например, свекровь, отличавшаяся материнской любовью к своей молодой невестке, получала в подарок от свата «құдағи жүзік» – перстень для сватьи. В прошлом сватали невесту в 9-12 лет. При сговоре ей обязательно дарили серьги. Серьги в ушах – значит девочка на выданье, и наоборот, незавидна была судьба девушки без серег.

Сережка состояла из двух элементов: дужки, похожей на полумесяц и нижней части с драгоценными камнями – «солнца». Такая символика была важна для древнего человека как объединение двух энергий. К тому же момент вдевания серег соединял два начала: мужского (серьги) и женского (мочки уха). Ношение серег полезно и по медицинским показаниям. Старинные серьги были тяжелы и оттягивали мочки, массируя дужкой очень важные точки, связанные с нервной системой. Серьги по форме и исполнению были различны, но выполнялись в основном из серебра и украшались различными драгоценными камнями.

Сейчас модны всякие колокольчики, бубенчики, обычно вывешиваемые у дверей, звон которых очищает помещение и благотворно влияет на психику людей. А ведь подобные звуки звучали в Степи испокон веков. Их издавали шолпы (накосное украшение), шашбау (височное, накосное украшение) – своеобразные металлические подвески для кос молоденьких девушек. Они выполнялись из серебряных монеток, соединенных между собой колечками и чередующихся ажурными украшениями с различными камнями. Шашбау также изготовляли в виде металлических подвесок различной формы, соединенных цепочками. В верхней части шолпы имелись цветные ленточки, вплетаемые в косы. При движении монетки, подвески, цепочки издавали приятный и мелодичный «серебряный» звон, отгонявший злых духов и очищающий окружающее пространство.

Характер и количество ювелирных украшений имели возрастные разграничения и соответствовали возрасту женщины. Так, девочки носили простые по форме серьги и браслеты. С возрастом украшения девушки менялись, ювелирные изделия становились наряднее. После замужества украшения постепенно упрощались. Другой особенностью казахских ювелирных изделий является то, что практически все они связаны с определенными видами костюма.

Амулеты (тұмарша) изготовлялись из различных материалов (кожи, кости, дерева, металла и пр.) как для детей, так и для взрослых. Если для малышей обереги предназначались, прежде всего, от сглаза и болезней, то для взрослых они различались по цели использования: для путешественника, для воина, от болезней, для любви, удачи и т.д. Особенно ценились талисманы из серебра, обладающего особыми свойствами. Ювелиры делали талисманы округлой формы или придавали им геометрическую конфигурацию. Сложные изделия состояли из двух и более фигур, одна над другой, соединенных цепочками, украшенных камнями, филигранью и заканчивающихся книзу остроконечными подвесками. И взгляд постороннего невольно скользил по цепочкам вниз и «уходил» в землю. К тому же они, как шолпы, звенели при движении.

Для детей старались делать амулеты поярче – так «отвлекались» взгляды людей. В основной фигуре амулета имелась выемка, куда вставляли «дұға» – написанные на бумаге, вышитые на материале молитвы, заклинания или щепотку родной земли, пучок травы и т.д. Талисман освящался бақсы (шаманом) и носился на груди. К амулету примыкает алқа – колье, нагрудное украшение. В древности оно служило оберегом и связано с почитанием богини Умай, дарующей женщинам души детей. В середине груди находится один из чакр, энергетических центров, который и защищает нагрудник, как и талисман.

Первоначально колье могла иметь только сваха – оно было частью ее ритуальной деятельности. Колье состояло из нескольких частей округлой или четырехугольной формы, соединенных колечками, с богатым орнаментом и драгоценными камнями в центре. От них спускались серебряные колечки с различными деталями.

Более разнообразными были застежки (қапсырма) для женской одежды как по форме, так и по исполнению, с драгоценными камнями и без них, но обязательно с орнаментом и в основном из серебра. Почти скульптурной выразительностью форм отличаются литые застежки, выполненные в виде стилизованных голов баранов и грифонов. В стилистике изображения этих изделий, в общих чертах, сохраняются элементы, характерные для скифо-сакского анимализма. Располагались они в районе пупка, где имеется другой энергетический центр. Различными были и женские браслеты: массивные и легкие, широкие и узкие, цельные и из отдельных частей, в комплекте с кольцами и т.д. Серебряные браслеты также полезны – они прикрывали пульсовые точки на запястье. По поверью, энергетика серебряных браслетов и колец благотворно влияла и на вкусовые качества приготовляемой пищи.

Свадьба как маленькая смерть

У девушки, согласно казахской поговорке, судьба подобна тонкому волоску, поэтому накосные украшения, как и амулеты, были магическими оберегами. Они украшались различными камнями: кораллами, сердоликом, горным хрусталем, малахитом, бирюзой и т.д. Серебряные украшения – необходимый атрибут женского костюма, начиная с детского. Пояса, стягивающие талию, являлись одним из важных компонентов традиционного костюма. Женские пояса (белдік) бытовали металлические (составные), но чаще с кожаной, бархатной основой, декорированной через интервалы серебряными бляхами.

Чем моложе была женщина, тем больше полагалось ей носить украшений. Богатые женщины могли заказать зергеру комплект украшений, исполненный в едином стиле. Девушки из состоятельных семей имели полный набор серебряных украшений, общий вес которых иногда превышал 3 килограмма.

Особой пышностью и великолепием отличался свадебный наряд невесты. В него входил высокий, конусовидный головной убор – сәукеле, височные подвески и серьги, ожерелье и нагрудное украшение, браслеты и перстни, амулеты. Молодые женщины продолжали носить эти украшения в первое время после свадьбы и по праздникам.

Следует отметить, что в Степи дороже всего ценились не сундуки, не колье, не оружие и седло, а головной убор невесты. Парадоксально, но эта какая-то магическая перекличка двух далеких эпох: богато украшенного драгоценностями головного убора сакского вождя и казахской невесты, оказавшегося для казахов наибольшей ценностью. Достаточно сказать, что подаренный ленинградскому этнографическому музею сәукеле по цене равнялся стоимости сотни лошадей! Сәукеле – самое богатое изделие народных зергеров и по ювелирному искусству, содержащее в себе многие виды украшений. В старинном головном уборе можно найти и всевозможные подвески с бубенчиками, и богатое колье, и драгоценные камни.

Впрочем, иначе и не могло быть, если учесть, что в основе свадебного обряда лежал погребальный ритуал. Перед замужеством в доме невесты совершали мнимое погребение: невесту одевали в ритуальный костюм, закрывали ей лицо, причитали над ней и в таком виде увозили к жениху. Так «обманывали» духов невесты, ее семьи и дома, чтобы она была свободна от них и приобщилась к энергетике дома и семьи жениха. Для этого «воскрешали» невесту – открывали ей лицо (беташар) и знакомили с родственниками будущего мужа.

Свадебный головной убор делали конусообразный, из белой кошмы, покрывали ее красным сукном и отделывали оторочкой из меха нутрии. Сәукеле украшали серебряными, золотыми изделиями с жемчугом, кораллами, а также бриллиантовыми и другими драгоценными камнями. На лоб свисали серебряные подвески, закрывая третий энергетический центр. На спину и грудь невесты спускались широкие ленты с украшениями, серебряными цепочками и подвесками. К тому же при движении такое ювелирное богатство дополнялось музыкальным звучанием. Нередко головной убор имел накидку на плечи, отделанную бархатной оторочкой с орнаментом.

После замужества женщина носила капюшонообразный головной убор – кимешек, он украшался бахромой, вышивкой и вышитыми под подбородком мелкими бляхами, а также монетами и бусинами.

Закат серебряного века

При кочевом образе жизни казахи свое богатство, кроме скота, сохраняли, естественно, в золоте и серебряных украшениях. Поэтому серебро украшало не только людей, но и предметы быта. При этом украшенная серебром мебель и посуда встречалась почти повсеместно. А некоторые изделия по содержанию золота и драгоценных камней достигали баснословной цены.

Серебряное великолепие распространилось на многие предметы быта: оружие, конскую сбрую, музыкальные инструменты, мебель. Возможно, повсеместностью серебряных украшений и объясняется анонимность многих шедевров казахского ювелирного искусства XIX-начала ХХ вв. Наиболее развита и разнообразна была отделка конской сбруи. Седло степных мастеров даже имело свое название – казахское седло. Особенно богато украшались женские седла, передние и задние части которых покрывались серебряными пластинами и украшениями с различными драгоценными камнями. Женское седло с позолотой известного мастера Наби Карибаева имеется в Центральном государственном музее.

Наиболее востребованный металл – серебро – был русского и китайского производства. При сохранении древних обрядовых традиций национального костюма и украшений, ювелирные изделия казахов в разных регионах имели свою специфику. В целом, казахские мастера золотых и серебряных дел в совершенстве владели различными техниками обработки металлов: ковка, гравировка, чернение, инкрустация, филигрань, насечка, зернь, скань и т.д.

Серебряное великолепие Степи – ювелирное искусство казахов, имевшее древние традиции, постепенно стало угасать к концу XIX-началу ХХ века, когда царские наместники и чиновники стали вывозить в большом количестве степные драгоценности. Закат серебряного века казахских ювелиров пришелся на время правления Голощекина с его конфискацией золота и серебряных украшений у казахов.

Конечно, в наше время возрождаются народные промыслы, но серебряный век ювелиров безвозвратно ушел в прошлое, унося с собой целую культуру – необычайное мастерство, богатство материалов и магическую основу ювелирного искусства, которой была освящена жизнь и быт казахов прошлых веков. Сегодня мы носим украшения из других стран... нивелированные.

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Прочитано 3024 раз