Среда, 19 апреля 2017 18:04

Джунгарские обычаи... Избранное

  • Станьте первым комментатором!
Оцените материал
(0 голосов)

Д. Федоров, подполковник Генерального штаба. Опыт военно-статистического описания Илийского края. — Ташкент, 1903.

"...О больных калмыки заботятся мало, труднобольного часто бросают при перекочевке. Умершего не хоронят, а бросают на съедение волкам и собакам, и если труп долго не съедается, то покойника считают большим грешником и на молитвы по нем дают ламе денег. Поминки справляют на 40 день и через год, платя также ламе деньги. Траур носят 7 дней, траурный цвет белый...".

И.Майский "Современная Монголия: Отчёт Монгольской экспедиции, снаряжённой Иркутской конторой Центрального союза потребительских обществ «Центросоюз», 1921 г.

"...Иногда бывает, что семья, наскучившая уходом за каким-нибудь дряхлым стариком или безнадёжным больным, не дожидаясь момента наступления смерти, выносит на «кладбище» и оставляет там ещё не умершего, а лишь умирающего человека. Тогда кладбищенские собаки собираются в кружок около полутрупа – получеловека и, щёлкая зубами, ждут превращения его в полный труп, так как до наступления смерти они обычно не приступают к своему кровавому пиру...".

П. С. Паллас «Путешествие по разным местам Российской империи», 1773 г.

«…В тот час, когда болящий находится при последнем издыхании, должно дать знать о том Геллунгу. Как у них считается в сутках 12 часов, то Геллунг добирается, в котором часу больной умер, и по тому назначает из книг, как с покойником поступать, и в которую сторону нести от стана. Тогда убивают скотину, едят и пьют а по том сродники выносят умершаго в назначенное место. Погребение произходит у них шестеричным образом. Первое или самое простое погребение в том состоит, что тело выносят в степь, кладут головою к востоку без всякаго одеяния, и при том таким образом, будто бы он спит, подложа руку под голову. По обеим сторонам головы и у ног втыкают в землю четыре кола, к которым привязывают четвероугольные Тангутскими молитвами изписанные синие китайчатые лоскуты вьющим флагам подобные. Второй образ погребения в том состоит, что тело относят в находящейся по близости лес или кустарник. Tретие погребение: бросают в воду. Четвертое: зарывают в землю. Пятое: накладывают кучу камней. Шестое: сожигают. Во всех пяти первых случаях погребения у простых или и у нижних духовных бываемаго втыкают шесты с вышепомянутыми лоскутами так близко к покойнику, как только можно. Но кроме сих употребительных при усопшем молитв сродники заставляют духовных отправлять службу и молиться за усопшаго; а сие бывает на другой день после смерти больному приключившейся. Сие служение обыкновенно продолжается 49 дней; и по том сродники получают от жреца еще три молитвами изписанные лоскута, которые они также вывешивают у могилы, и больше о покойнике не соболезнуют. Однако они могут еще и долее продолжать такое служение по усопшем. Вообще они разсуждают по смертном часе, был ли умерший благочестив или беззаконник. За весьма худой знак они почитают, естьли к просто положенным телам дикие звери не прикасаются.

Сожигают тела одних только знатных духовных особ, и Нойонов или Князей, о кои их думают, что как их, так и редких благочестивых людей души опять в мир преселяются. Собирают пепел таких созженных тел, мешают с ладоном и отсылают в Тибет к Далай-ламе. Еще разсказывали мне отменное погребение одной Калмыцкой госпожи, а именно: Калмыцкий Князь Ондон, которой еще и ныне жив, имел супругу Трухменскаго поколения. Она при конце своей жизни его просила, чтобы по обыкновению ея родителей похоронили в землю: и так, дабы исполнить по ея прошению, и при том не нарушить Калмыцкаго узаконения, приказал супруг закопать ея тело по плеча, а сверьх непокрытой головы поставить войлочную кибитку, и так оставить; что и учинено. Сей особливой случай разсказываю так, как мне некоторые самовидцы при Яике сказывали, да и сами Калмыки подтверждали…».

ЯН ПОТОЦКИЙ "ПУТЕШЕСТВИЕ ЯНА ПОТОЦКОГО В АСТРАХАНЬ И ОКРЕСТНЫЕ СТРАНЫ В 1797 ГОДУ".

"....Моя собака произвела чрезвычайное впечатление на этих калмыков, и я узнал при этом случае, что они соединяют с понятием о сем животном идею о переселении душ, и потому почитают за величайшую честь быть съедены собаками. Посему они всячески стараются не лишиться такой выгоды; ибо, несмотря на свое уважение к собакам, они кормят их плохо, дорожа молоком до чрезвычайности. Они даже не бросают им палый скот, а съедают его сами. Таким образом бедные собаки принуждены питаться калмыцкими трупами: а когда этой пищи у них мало, они ловят сусликов, которые составляют плохую пищу. Один из жителей Сарепты, ездивший несколько лет с калмыцкою ордою, рассказывал мне об отвратительном зрелище голодных собак, которые с жадностью бросаются на мертвое тело, рвут его и отнимают одна у другой куски мяса…».

Источник

Прочитано 7 раз

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика